Художница Марина Березина

image-01-06-22-07-53.jpeg

— Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, о себе.

 

 — По образованию я филолог и я никогда бы не думала что буду заниматься живописью. У меня нет художественного образования и к этому я пришла достаточно поздно. Несколько лет назад будучи руководителем собственной компании, которая занимается продажей специальной техники, в основной жизни я никаким образом не была связана с творчеством. Моя жизнь была наполнена машинами, зап частями, общением с клиентами, бизнес-планами, стратегиями, тактиками.

 

— Когда и как начался ваш творческий путь? 

 

— Однажды я оказалась на одном интересном мастер классе, который был организован именно для управляющих, собственников бизнеса. И частью этого мастер класса было развитие правополушарного мышления у людей, у которых мозг структурирован бизнес процессами. Это было правополушарное рисование. Я когда приехала на это мастер класс, я не рассматривала то, что буду ходить на эти занятия, я думала, что это такая история, которая будет отнимать мое время, так как мое время достаточно ценно. И поэтому я сразу сказала, что рисовать я не умела и не умею и не смогу начать. Но как-то так случилось, что первое занятие началось, когда шел дождь, все собрались и я решила порисовать и вот как-то так случилось. На простом альбомном листе с гуашью меня вдохновило, наполнило интересом жизни к тому, что я начала делать в этот момент. Я поняла, что хочу рисовать. Я хочу создавать то, что я вижу, создавать то, как я это вижу. Для меня стало очень важно наполнить пространство визуально информацией через мой внутренний мир, через мое восприятие. И все последующие дни, как только мне удавалось самой добраться до гуаши я начинала рисовать мостики, деревья, то как я их вижу. И чем больше я погружалась в процесс, тем больше он меня впитывал. Для меня вот такая история произошла полной мотивации на живопись. Поэтому когда я вернулась с мастер класса, я начала искать в интернете как люди учатся живописи, я начала в это погружаться, смотреть видео уроки. Видео уроки мне показались очень поверхностными и меня это не удовлетворило.

Поэтому я заинтересовалась как пишут художники, стало интересно как люди создают на холстах свое визуальное восприятие мира, чем они пользуются кроме инструментов, какие они используют тактики, какие они используют приемы. Я пошла к профессиональным художникам, чьи работы мне были наиболее интересны, чьи работы мне казались вдохновляющими с моей точки зрения. И первая новосибирская художница Юлия Репина начала давать мне основы, чем дальше я погружалась, тем больше я понимала, что живопись – это знания более глубокие, обширные, чем математика или физика. Я вдруг поняла, что живопись нельзя просто изучить, что ей можно в себе открывать все больше и больше. И при этом чем больше я в себе открывала, тем больше у меня возникала потребность, тем больше я уезжала на мастер классы, читала специальную литературу,  делала зарисовки, искала свет, как сопоставлять цвета. Свой опыт сопоставляла с тем, что дается в обучающейся литературе, все дальше и дальше уходила в обучение. Сейчас для меня живопись постоянное самообучение, обращение к основам, к базе, но при этом я нахожусь в постоянном поиске как на эту базу положить самовыразить себя.

 

— Сколько времени в день вы уделяете творчеству? 

 

—У меня нет такого, что я ежедневно вот рисую столько то, потому что когда ты начинаешь в живописи выделять столько то часов в день, то это перестает быть вдохновением. Это становится предметом для зарабатывания денег, это может стать работой, профессией. Как токарь приходит на работу, знает что он работает от стольки до стольки то, я как руководитель компании, прихожу на работу со стольки то работаю, столько уделяю работе. Я не могу так с живописью поступить. Не то что у меня нахлынуло вдохновение и я пишу, нет. Я не об этом, я о том, что могу писать каждый день, могу вообще не писать сегодня, могу писать несколько дней подряд, находиться на плэнере 2 недели, ежедневно делать большое количество этюдов, изматываю себя как изматывает себя спортсмен когда готовиться к олимпийским играм. Когда я готовлюсь к выставке я чувствую спортивный драйв, при этом я очень сильно боюсь в этом ежедневном драйве превратиться в робота, который перестают самовыражаться, а просто начинает готовить какой-то товар к выставке. Для меня важно оставлять самовыражение, поэтому я пишу тогда, когда у меня есть время и когда я это время готова отдать для живописи. И мне для этого не нужна какая-то особая причина, мне не нужно особенное вдохновение или натура, мне для этого нужно просто решение начать сегодня рисовать. 

 

— Поделитесь как проходит процесс написания картины? Образы приходят во время работы или вы прорабатываете детали картины будущей заранее?

 

— Для меня самое интересное время, когда я пишу и пишу много, это в путешествиях. Я обожаю писать в путешествиях. Это когда я делаю очень много этюдов перемещаясь из одного места в другое, причем я могу писать в любых условиях. На Камчатке я писала на заброшенном полуострове, кругом ходят медведи, единственный человек который там есть без ружья из дома не выходит. Настолько все было красиво, настолько все было застывшем, там время застыло что я не могла себе отказать что-то не написать. И мне было плевать опасно, неопасно, в данный момент я достала этюдник и начала писать. Я пишу на яхте, могу писать под креном, могу писать когда яхта стоит на якоре, ее будет качать я все равно буду писать, потому что в этот момент я могу писать воду такую, какая она есть – настолько прозрачную, настолько необычных цветов, что даже названия у этих цветов нет. Я буду писать берег, потому что все что написано с фотографии для меня самообман. Я не люблю писать с фото, потому что это как будто ты что-то переврал. А вот когда ты пишешь с натуры это история про правду, потому что ты в этот момент вдыхаешь этот соленый воздух, морозный воздух, пыль, аромат и когда ты пишешь ты пишешь это впечатление, этот запах. Для меня важно писать с натуры. Когда мы путешествовали по Греции я таскала везде с собой краски, маленькие холсты, потому что в Греции на каждом углу я готова была остановиться и писать. Я могла стоять на месте и просто поворачиваться на 360 градусов и в каждом уголке можно было писать в Хорватии, в Италии. В Италии можно в принципе даже не сдвигаться с места, там все создано, для того чтобы переносить на холст. У меня очень много работ из Крыма. И когда я пишу, я не задаюсь тем, чтобы найти некий образ я всегда задаюсь вопросом насколько это вкусно, насколько это эмоционально, красиво. Я стараюсь писать именно свои эмоции. Хотя, сейчас у меня появилось еще одно направление, где я ушла от пейзажа, где я ушла от натуры. Это история про метафизику и мне она очень так зашла. Мне понравилось работать с цветовым пятном. Из него создавать нечто, что появляется на картине, как будто бы проступает на ней, будто на этой картине в какой-то момент все уже было написано, а ты берешь и с помощью краски и кисти это проявляешь. Будто пыль какую-то стер и появилась картина. Метафизика меня очень очаровала, мне в этом плане не нужна натура, мне не нужны образы, я впринципе не вижу никаких образов, которые предшествуют самой работе. Я беру картину, например неудавшуюся, этюд, который не получился – переворачиваю его кручу, начинаю замазывать жидкой краской или сиропкой , где то краску начинаю уплотнять, делать ее ярче и сам собой появляется образ. Это метафизика, то что порождает детали очень необычным манерам. При этом речь не идет о чуде, потому что даже в метафизике картина становится красивой, завораживает только тогда, когда ты правильно используешь знания. Ты понимаешь где нужно положить контраст, это знания, ты понимаешь где нужно тонально отделить одно от другого и это тоже знания. Ты понимаешь какие цвета являются дополнительными и это тоже знания, речь о том, что интуитивное все равно порождается из знаний, это не про прыгающие зайчики в голове не про сны, которые ты потом на холсте написал. Работая в метафизике, ты работаешь с цветовым пятном и в этом цветовом пятне найти то, что будет очень красиво можно только используя хорошие знания, которые стоит брать из учебников, в моем случае это еще и мастер классы с хорошими художниками.

 

— Кем или чем вы вдохновляетесь?

 

— Как раз меня очень сильно вдохновляют хорошие художники, у которых я беру мастер классы. Я люблю крымских художников. Я люблю их цвета, фактурность, подход в работе. Это Оля Григорьева-Климова, Игорь Щипили, Данил Волков, Александр Тюнькин, также Мгер Чатинян, Вероника Лобырева.

 

— Творчество приносит вам постоянный доход? 

 

— Творчество не приносит мне постоянного дохода, оно позволяет мне быть свободнее, счастливее. Оно мне позволяет быть женственнее, любимее и не зависеть от жесткого графика. Благодаря творчеству я стала даже в бизнесе более дерзкой, смелой, решительной и при этом более свободной. Я могу спокойно говорить что я не завишу от продаж картин, я завишу от того, чтобы писать. Я завишу, чтобы у меня бизнес не отнимал все мое время, чтобы я могла прийти и вылить на холст свою свободу, приделать своей свободе крылья и взлететь. Не столько про продажу сколько про написание. Я могу дарить картины. Да мне важно, чтобы у меня не было забито все моими картинами. Потому что я боюсь, что в один момент я увижу очень много своих работ, которые не уходят и все находятся у меня и у меня может произойти отчаяние. Никому не нравятся мои работы они все у меня. И как бы это отчаяние не лишило меня мотивации писать. Хотя с другой стороны живопись мне дает столько свободы, что даже если у меня будет огромный склад моих картин,  я буду все равно продолжать писать.

 

— Вы помните свою первую картину и первого клиента?

 

— Свою первую картину я помню. Моя первая картина – парусник, бушующее море, классика. Сейчас бы я никогда это не повторила, но тогда мне хотелось писать воду, пену, передать прозрачность воды. Сейчас я пишу много яхт, моря, воды, я люблю это писать. Это передача моего впечатления на холст и это не копирование чьих-то картин.

 

— Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

 

—Учитесь! Первое, что нужно сделать это освоить базу, не работать приемами, не искать какие-то тактики, интересные вещи, как туда что-то наклеить… Сначала нужно разобраться с формой, изучить как ложиться свет, понять контрасты, поработать с цветом, научиться его растягивать и вот на это уже накладывать творчество. А когда все начинается с творчества, хоть я и сама так начинала, сейчас я смотрю на эти работы и понимаю, что это что-то мультяшное и хочу убраться это подальше, хотя это мои первые работы. Хорошо все таки начинать с базы, те любой дом любой фасад можно сделать красиво, те творчество можно наложить на любую базу. А если начинать строить дом сразу с фасада, то он не устоит. Мой совет осваиваете базу, а потом на нее лепите свои креативные идеи, но не идите от обратного потому что это путь в никуда, он должен ложиться на базу.

 

— Какие у вас творческие планы на ближайшие пару лет?

 

— Очень сложно сказать, потому что мир настолько меняется, что больше не про планы на ближайшие пару лет, а про планы про ближайшие пару дней. Я точно знаю, что это будет живопись, этюды из путешествий. Я очень много работаю над композицией, буду искать ту композицию, в которой я буду больше самовыражаться, буду искать тот подход, который будет определять, что это именно мои работы, по которым будет понятно, что это именно я. И сейчас у меня уже есть свое арт кафе в Новосибирске, где находятся мои картины. Это первый шаг к моей мечте.

 

— Кем и где вы видите себя через 10 лет?

 

— Лет через 10 я думаю, что арт кафе превратиться в арт ресторан в интересном, красивом месте, куда люди приезжают для того, чтобы осознать насколько прекрасна жизнь. Это место будет наполнено моими картинами, я буду их там создавать и обязательно у людей будет возможность вдохновляться, получать отдых от онлайна, общения картинками, видеозаписями и куда люди будут приезжать, чтобы наполняться эмоциями. Я уверена, что через 10 лет я окончательно перейду на доброю сторону живописи. Хотя бизнес через 10 лет меня будет притягивать, потому что рисуя, творя, создавая картины, этюды, мне за 2 недели очень хочется вернуться к переговорам, зрелым цифрам, интересным ходам, сложным решениям, которыми наполнена моя часть бизнес жизни. Я очень люблю сложные задачи, очень люблю их решать и чувствовать что я выхожу из них. И в творчество я ухожу, чтобы отдохнуть от бизнеса, а в бизнес я возвращаюсь чтобы снова почувствовать силу мысли. Я думаю что даже через 10 лет мне будет интересно оставаться таким же человеком, который может и писать и руководить, управлять и любить жизнь так же как я ее люблю сейчас.